18 февраля 2017

Секрет создания привлекательного бизнес-плана

Время чтения: 8 мин.

Вспомните, почему Вам в последний раз отказали в финансировании? Вероятнее всего, у инвесторов было слишком много вопросов и мало времени.

Из сегодняшней статьи Вы узнаете, как написать бизнес-план, который вызовет непреодолимое желание вложить в него деньги.

Для начала обозначим главные вопросы, которые возникают у инвестора при виде нового бизнес-плана:

  • Что представляет собой продукт?
  • В чем заключается его преимущество перед другими продуктами?
  • Почему люди будут его покупать?
  • На что будут потрачены вложенные средства?
  • Как скоро они окупятся?
  • Какой доход принесет реализация проекта?

Главная задача бизнес-плана – быстро и четко ответить на все эти вопросы. Если какой-то пункт будет размыт, Ваши шансы на сотрудничество моментально рухнут. Все-таки инвесторы это не те люди, которые сорят деньгами. Они предпочитают вкладывать их в перспективное дело, которое гарантированно принесет прибыль.

Для создателя бизнес-план – это тщательная проработка всего концепта бизнеса. В процессе его написания Вы окунетесь в мир, в котором он будет расти и развиваться. Это обзор рынка, конкурентной среды, анализ рисков.

Это похоже на строительство корабля. Нужно продумать каждую деталь, каждую ситуацию, с которой команда может столкнуться во время плавания. Поверьте, даже самые оптимистичные кораблестроители не прочь прибавить пару спасательных шлюпок или хотя бы жилетов в свой арсенал. Сделайте это, чтобы не уйти на дно вместе с кораблем.

Бизнес-план содержит массу информации о бизнесе, но в первую очередь необходимо выделить три главных пункта:

  • Цель;
  • Задачи;
  • Ожидаемый результат.

Весь бизнес-план работает на раскрытие этих пунктов. Стоит запомнить, что он хочет вкладывать деньги в готовый корабль. Он не будет принимать участие в его достройке или тестировании. Представьте на его суд законченный и оформленный план действий.

Итак, если Вы готовы узнать секрет привлекательного бизнес-плана, оставайтесь с нами.

Основные составляющие бизнес-плана

Пункт первый. Титульный лист и содержание

Когда инвестор впервые берет бизнес-план в руки, он видит титульный лист. На нем – вся необходимая информация для связи: название компании, адрес, телефон, имена учредителей.

Если Ваш бизнес на плаву уже давно, завершить этот пункт не составит труда. Другое дело, когда бизнес только зарождается. Здесь важно придумать хорошее название, которое заинтересует инвестора. Как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Не стоит обделять вниманием этот пункт.

Пункт второй. Введение

Ни много ни мало, это самая ответственная часть всего бизнес-плана. В 1-2 страницах нужно уместить всю суть работы, коротко обозначить главные мысли, которые должны зацепить инвестора. Здесь он должен найти информацию о Ваших преимуществах, об ожидаемой прибыли. Важно также сразу указать объем необходимых вложений.

Почему так важно сделать введение кратким?
Просто представьте, что инвестор держит в руках папку из 30-40 страниц. Размер довольно внушительный. Но стоит ли тратить время на то, чтобы хотя бы вскользь просмотреть бизнес-план до конца? Введение должно просто кричать: «ДА!». В противном случае инвестор сразу отложит папку.

Ошибка: Нельзя писать введение в первую очередь. Приступать к нему стоит после того, когда команда пропишет все остальные пункты. Когда Вы владеете всей информацией, знаете сильные и слабые стороны проекта. Только в этом случае есть шанс сделать вступление убедительным и информативным.

Пункт третий. Состояние отрасли.

Конек автора хорошего бизнес-плана – тщательная разведка. Соберите максимум информации о состоянии ниши, которую собираетесь занять.

В этом пункте соберите ответы на главные вопросы: Что можно сказать об этой отрасли? Почему она привлекательна? Для кого она привлекательна? Какие перспективы роста? Какие опасности?

Все это стоит оформить и кратко изложить в бизнес-плане.

Для чего это нужно? Инвестор должен понимать, насколько велик риск «прогореть». Каждый хочет вкладывать в дело, у которого больше шансов на закрепление в нише и стабильный рост.

Важно: Опираться лучше всего на официальные источники, статистические исследования, мнения экспертов. Зафиксируйте их на случай, если инвестор будет сомневаться в достоверности информации.

Пункт четвертый. Сущность проекта

Время перейти к деталям. Мы разобрались с рынком, разобрались с нишей. Теперь опишите продукт.

Что это за товар, какие у него ключевые характеристики? Чем он отличается от других товаров на рынке?

Это важный пункт для позиционирования бизнеса. Докажите, что Ваш продукт имеет право на существование. Обоснуйте, почему покупатели захотят им воспользоваться, почему они предпочтут Ваш товар всем остальным. Обозначьте сильные стороны продукта, которые помогут убедить инвестора в конкурентоспособности бизнеса.

Ошибка: Забудьте о словах «УНИКАЛЬНЫЙ ТОВАР». Любому товару можно найти аналог или замену. Увидев подобное утверждение, инвестор сделает вывод, что Вы просто не имеете представления о рынке.

Пункт пятый. Маркетинговый план

В этом пункте соберите все, что Вы знаете о целевой аудитории и ее потребностях.

Какие средства Вы собираетесь применить для привлечения покупателей? Как будете оценивать эффективность маркетинговой стратегии?

Важно упомянуть о том, какие перспективы существуют для развития продукта. Можно ли его усовершенствовать и выйти на более масштабный рынок.

Например, если сейчас Ваш бизнес больше походит на моторную лодку, расскажите о том, что можно добавить несколько деталей и превратить ее в корабль для скоростного кругосветного путешествия. Или добавить тюнинг на корму и сделать мини-ледокол. Главное — убедить инвестора в горячем желании развивать бизнес.

Здесь же стоит описать план продаж. Обозначьте объем продукции, которая будет реализована на каждом этапе проекта. Этот пункт неразрывно связан с движениями финансов.

Пункт шестой. Финансовые показатели и прогнозы

Эта часть покажет инвестору, каким образом будут использованы его деньги и как быстро они вернутся.

Опишите расходы, необходимые для аренды помещения, покупки оборудования, рекламу и персонал. Этот пункт необходимо просчитать заранее. Инвестора не устроят приблизительные цифры. Вы должны точно знать, какая сумма необходима для полной упаковки и запуска бизнеса.

Если Вы уже давно на плаву, предоставьте информацию о доходах и расходах за последний год. Какие суммы поступили, как Вы их использовали, как скоро они окупились. Все это будет волновать инвестора в первую очередь. Дайте ему четкое представление о том, что деньги будут использованы рационально.

Особое внимание уделите дальнейшим планам. Расскажите о том. Какую прибыль Вы ожидаете получить. При этом не стоит ограничиваться ближайшим месяцем или полугодием. Распишите план минимум на три года вперед. Покажите инвестору, что Вы собираетесь долго оставаться на плаву и увеличивать его доход.

Ошибка: Возможно, Вам знакома форма графика выручки в виде хоккейной клюшки. Так называемая J-образная кривая. Так вот, забудьте о ней. Резкий рост выручки до запредельных высот – это история из области фантастики. Опытный бизнесмен знает, что бизнес набирает обороты постепенно, и его рост имеет ограничения. Вместо быстрого взлета покажите на графике реальное стабильное повышение дохода. Так Ваши доводы будут выглядеть гораздо убедительнее.

Некоторые компании вообще используют принцип пессимистичного прогноза. Они предпочитают показывать результат, который они получат при худшем стечении обстоятельств. Инвесторы вкладывают, зная, что прибыль гарантирована, а в итоге получают намного больше, чем ожидали.

Пункт седьмой. Команда проекта

Инвестору предстоит вложить деньги не только в бизнес, но и в людей.

Опишите свою команду. Каждого, кто работает с Вами. Объясните, почему Вы выбрали именно этих людей, какими навыками и знаниями они обладают.

Убедите инвестора в том, что экипажем руководит толковый капитан, матросы умеют натягивать канаты в нужный момент и драить палубу до блеска.

Представьте руководителей проекта и их помощников, ответственных за каждый этап работ. Инвесторы испытывают больше доверия к организациям с четкой структурой. Сразу понятно, что обязанности распределены, и задачи будут выполнены в срок.

Ошибка: Не пытайтесь писать раздутые биографии, в которых членам команды присвоены вымышленные достижения. Пусть их будет немного, но они будут настоящими. В противном случае Вы рискуете вызвать подозрения и потерять доверие инвестора. Говорите правду. Правда всегда звучит убедительно.

korabl_volnyi_shtorm_nepogoda_paluba_52

Пункт восьмой. Риски

Важно понимать, что в мире постоянно что-то происходит. И есть факторы, которые могут сказаться на Вашем бизнесе.

Корабль должен быть готов к буре, к шторму, к нападению китов, к столкновению с айсбергом. Не берите пример с создателей Титаника, предусмотрите все.

Создайте исчерпывающий список опасностей, которые могут встать на пути реализации проекта. Опишите так же пути решения проблем. Дайте инвестору понять, что Вы способны остаться на плаву в любой ситуации.

Чем лучше прописан этот пункт, тем выше вера в Ваш проект и больше инвестиции.

Пункт девятый. Приложения

После того, как Вы написали бизнес-план, приложите к нему необходимые документы. Это могут быть графики и диаграммы, иллюстрирующие Ваши планы, статистика, биографии членов команды, копии договоров аренды, гарантийные письма, свидетельство о регистрации фирмы.

И еще кое-что…

Мы упомянули множество пунктов, которые стоит осветить в бизнес-плане. Однако не стоит увлекаться и пытать предоставить ВСЮ информацию, которую имеете. Оставьте пару козырей при себе. Когда инвестора заинтересует Ваш проект, он сам задаст все волнующие вопросы.

Составление бизнес-плана – долгий и трудоемкий процесс. Важно учесть все, поэтому не торопитесь назначать встречу с инвестором. Проверяйте, перепроверяйте, обновляйте и вносите правки в бизнес-план. Не бойтесь сокращать – определите границу в 40 страниц вместе с приложениями и оставьте только самое важное. Чем лучше проработан бизнес-план, тем выше вероятность успеха.

Хороший бизнес-план – не только инструмент убеждения инвестора. Это создание структуры в Вашей собственной голове. В процессе составления бизнес-плана Вы разложите по полочкам всю информацию. Возможно, это придаст уверенности. А возможно, наоборот, заставит задуматься и изменить решение.

Команда Fibio может помочь Вам в этом нелегком процессе. Записывайтесь на консультацию, и мы вместе выберем ориентир для Вашего бизнеса и представим план инвесторам. Звоните по номеру 89109713434 (Андрей) или оставьте контакты в форме слева.